КАК ЗАЩИТИТЬ БИЗНЕС ОТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ И УКРАИНСКИХ САНКЦИЙ

 

Автор: Артем ДРОЗДОВ, партнер, адвокат по уголовным делам

Специально для «Ukrainian law firms 2020»

 

Одна из самых часто обсуждаемых тематик на мировом уровне - санкции. Крупнейшие игроки мировой политики, такие как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, Парламентская Ассамблея Совета Европы, Совет Европейского Союза и отдельные государства, используют санкции и другие ограничительные меры дипломатического, экономического и иного характера как механизм наказания, сдерживания и ответа на «политические вызовы».

 

Распространенные основания применения санкций, например, - деяния физических или юридических лиц, а также государств, связанные с терроризмом или его финансированием, распространением ядерного оружия или его компонентов, нарушением прав человека, нарушением территориальной целостности или дестабилизацией суверенных государств.

 


К лидерам применения механизма санкций можно отнести США и Европейский Союз. Именно их ограничительные меры являются наиболее влиятельными по экономической части и силе давления.


 

К примеру, в США почти полтора десятка государственных институций уполномочены налагать свои ограничительные меры. Среди прочих, в вопросе применения экономических санкций особое место занимает Управление по контролю за иностранными активами/OFAC (Office of Foreign Assets Control). Это специальное подразделение Министерства финансов США, которое специализируется на вопросах финансовой разведки, а также занимается имплементацией и администрированием экономических и торговых санкций против государств, политических режимов, террористических организаций, физических и юридических лиц, которые применяются к таким субъектам исходя из логики внешней политики и интересов национальной безопасности США.

 

OFAC также администрирует санкционные списки США. К примеру, специальный черный список лиц или SDN (Specially Designated Nationals List) постоянно обновляется и на сегодня наличествует 1342 страницы мелкого трехколоночного текста, содержащего в себе лишь перечень лиц и организаций, подвергшихся ограничительным мерам США.

 

Вся серьезность угрозы этих санкционных списков для бизнеса заключается в том, что любое лицо, вступившее в какие-либо хозяйственные или другие юридические отношения с лицом, находящимся в санкционном списке США, автоматически попадает под эти санкции.

 

Этого вполне достаточно, чтобы бизнес рухнул, так как с этого момента всем другим вашим контрагентам, банкам или организациям становиться «не с руки» сотрудничать с вами, поскольку это автоматически повлечет наложение санкций и ограничительных мер уже на них.

 

К слову, даже украинские предприятия попали в список санкций США.

 

Еще одна сложность ситуации, когда лицо попало в поле зрения OFAC – это то, что законодательство предусматривает возможность для лиц, попавших под санкции, обратиться к OFAC с прошением о пересмотре или отмене ограничительных мер. Однако, такое прошение ни к чему не обязывает OFAC и на практике нам вряд ли удастся найти пример, когда бы это сработало.

 


Совет Европейского Союза и отдельные его государства-члены также налагают санкции на ряд других государств, в том числе европейских, а также на их физических и юридических лиц, и получают соответствующие санкции в ответ.


 

При этом стоит отметить, что сама процедура наложения, продления, изменения и отмены санкций в Европейском Союзе детально регламентирована. Например, разработаны четкие основные принципы наложения ограничительных мер, призванных обеспечить максимально целевое и индивидуальное применение санкций (Basic Principles on the use of Restrictive Measures (Sanctions)). Этими принципами закреплен обязательный порядок регулярного пересмотра наложенных санкций. Кроме того, ЕС четко определил, что санкции могут применяться исключительно в строгом соответствии с гарантиями защиты прав человека и принципом верховенства права.

 

Более того, в ЕС разработано нормативное руководство по применению санкций общим объемом более 50

страниц (Guidelines on implementation and evaluation of restrictive measures (sanctions) in the framework of the EU Common Foreign and Security Policy). Это детальное руководство содержит исчерпывающие положения о санкционной политике ЕС, включая возможность обжалования ограничительных мер в Европейском суде справедливости.

 

Конечно, известны неоднократные случаи обжалования наложения санкций Советом Европейского Союза и отмены соответствующих санкций. В часности, санкции, введенные против 4 Президента Украины Виктора Януковича были признаны Европейским судом справедливости необоснованными.

 

Но стоит обратить внимание, что соответствующие нормативные акты ЕС предусматривают право просить об отмене или пересмотре ограничительных мер, наложенных Советом Европейского Союза. При этом нет примеров, когда бы санкции снимались именно одной лишь просьбой об этом, поскольку в этом случае санкционным структурам ЕС пришлось бы собственноручно расписаться в незаконном их применении.

 

В любом случае, единственным эффективным, хотя и самым трудоемким, способом решения проблемы с санкциями ЕС является перевод её в судебную плоскость, чего не скажешь об американских санкциях.

 

Кроме этого, несмотря на то, что дела о санкциях требуют индивидуальный подход и выстроенную тактику, в любом случае крайне важна напряженная и методичная работа по ведению предметной коммуникации с государственными органами, правительствами и межправительственными организациями. Часто такая коммуникация ведется с иностранными субъектами. Поэтому соответствующих специалистов с необходимой языковой подготовкой необходимо либо содержать в штате, либо подключать таковых уже «по месту».

 

Обсуждая тему наложения санкций и их отмены, важно также обратить внимание на необходимость принятие мер защиты от них. Здесь следует иметь ввиду, что списки лиц, подпавших под ограничительные меры, доступны в открытом доступе. Если вести речь о бизнесе, то минимальной мерой, которая позволит минимизировать риск попадания в санкционный список, является мониторинг своих потенциальных контрагентов на пребывание в таких списках. Если лицо «в списке» - проявите осторожность.

 


Необходимо со всей ответственностью подходить к требованиям национального и иностранного финансового мониторинга, а также законодательства, направленного на борьбу с отмыванием доходов, финансированием терроризма и т.п.


 

Говоря о Европейском Союзе, основным документом в указанной сфере следует назвать Директиву 2015/849/ЕС (Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2015/849 от 20.05.2015 «О предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег или финансирования терроризма…»).

 

Что касается США, то следует обратить внимание на соответствующие разделы и секции Кодекса США (единый свод федерального законодательства США).

 

В нашей же стране основу нормативного урегулирования этих вопросов составляет Закон Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» (Закон 1702-VII).

 

Переходя непосредственно к ограничительным мерам в украинской юрисдикции, отмечаем, что в сравнении с Европейским Союзом и США, украинская санкционная политика урегулирована очень слабо, неточно и небезопасно для лиц, которые потенциально могут попасть под ограничительные меры Украины.

 

Так, вся санкционная сфера и связанные с ней процедуры в Украине урегулированы одним Законом «О санкциях» № 1644-VII, который состоит из преамбулы и шести статей, а также постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2016 №888 «Некоторые вопросы подготовки предложений Кабинета Министров Украины относительно применения, отмены и внесения изменений в санкции».

 

Законом предусмотрено, что предложения о применении, отмене и внесении изменений в санкции выносятся на рассмотрение Совета национальной безопасности и обороны Украины Парламентом, Президентом, КМУ, НБУ и СБУ.

 

При этом решение СНБО Украины о применении, отмене или внесении изменений в санкции относительно иностранного государства или неопределенного круга лиц вводятся в действие указом Президента Украины и на протяжении 48 часов подлежат утверждению постановлением Парламента Украины. Но решение СНБО Украины о наложении персональных санкций в отношении нерезидентов и террористических организаций вводятся в действие указом Президента и утверждению Парламентом не подлежат.

 

В части применения санкций к субъекту, который осуществляет террористическую деятельность, с позиции Совета национальной безопасности и обороны Украины, такой субъект может быть как нерезидентом, так и резидентом.

 


Стоит обратить внимание на некоторые моменты, которые вызывают сомнение в справедливости и обоснованности наложения санкций в некоторых случаях.


 

Так, основаниями для применения санкций согласно Закону есть:

 

1)     действия иностранного государства, иностранного юридического или физического лица, других субъектов, которые создают реальные и/или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины, способствуют террористической деятельности и/или нарушают права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства, приводят к оккупации территории, экспроприации или ограничения права собственности, причинения имущественных потерь, создания препятствий для устойчивого экономического развития, полноценного осуществления гражданами Украины принадлежащих им прав и свобод;

 

2)     резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций;

 

3)     решения и регламенты Совета Европейского Союза;

 

4)     факты нарушения Общей декларации прав человека, Статута ООН.

 

Если резолюциями, решениями и регламентами можно хоть как-то документально подтвердить основания для ограничительных мер, то положения Закона не ставят требованием наличие каких-либо доказательств, уголовного производства, судебного решения, которые подтверждают совершение субъектом санкций деяний, предусмотренных первым и четвертым пунктами. То есть, если кто-то «считает», что юридической лицо-резидент или нерезидент причастно к финансированию террористической деятельности, то такое лицо вполне может оказаться в санкционном списке.

 

Другая опасность украинской санкционной политики, с которой в своей работе мы столкнулись, – наложение ограничительных мер на лицо без оснований, предусмотренных Законом «О санкциях». Так, как мы узнали в ходе оказания правовой помощи, основанием включения лица в санкционный список стало «синхронизация с санкциями США (OFAC)».

 

Специфика защиты от таких необоснованных действий также непростая. Природа этих правоотношений административно-правовая, а потому неправомерные решения о наложении санкций следует обжаловать в порядке административного судопроизводства.

 

Однако нельзя забывать, что решения СНБО о введении санкций вводятся в действие указами главы государства, а потому такие решения не могут быть предметом рассмотрения суда отдельно от соответствующих указов Президента. А решения Президента не полежат обжалованию в суд первой инстанции, только в Верховный Суд (Кассационный административный суд Верховного Суда).

 

Для подготовки иска и отстаивания правовой позиции также необходимо формирование максимально полного пакета доказательств, опровергающих наличие оснований для включения лица в санкционный список, экспертных заключений, сбор информации об отсутствии уголовных производств/или (при существовании уголовного дела) отработка позиции защиты в уголовном производстве и приобщение к иску полученных процессуальных документов.

 

Вся вышеуказанная информация свидетельствует, что как украинский, так и иностранный бизнес в случае препятствования чьим-то интересам, может оказаться в зоне риска. И даже при успешной дальнейшей борьбе и защите, понесенные потери до момента восстановления справедливости – крайне неприятные и болезненные. Поэтому никогда не лишним будут дополнительные проверки контрагентов, мониторинг санкционных списков и правовая помощь квалифицированных в этом деле юристов.

comments powered by Disqus


Подпишитесь на новости AverLex

*обязательные поля
У Вас есть вопросы? Звоните прямо сейчас: +380 (44) 300-11-51