Трансформирование Уголовного процессуального кодекса (на рус. языке)

Авторы: Виталий СЕРДЮК, адвокат, партнер

                Игорь ФЕДОРЕНКО, адвокат, партнер

Специально для издания "Юридическая практика"

 

В 2016 году в Украине стартовала судебная реформа, начало которой ознаменовалось внесением изменений в Конституцию Украины, принятием новых Закона «О судоустройстве и статусе судей», Закона «Об исполнительном производстве», введением института частных исполнителей и началом отбора в Верховный суд.

 

Логическим продолжением судебной реформы является обновление процессуального законодательства, путем изложения Гражданского процессуального кодекса, Хозяйственного процессуального кодекса и Кодекса административного судопроизводства в новой редакции для введения новых принципов и инструментов обеспечения эффективности судебного процесса.

 

Указанное обновление процессуального законодательства не касается уголовного процесса, который испытал коренные изменения в 2012 году с принятием нового Уголовного процессуального кодекса (УПК), разработанного совместно с Советом Европы и другими западными специалистами в области права.

 

При этом, УПК 2012 года все же в полной мере не обеспечивает баланса реализации процессуальных прав участников уголовного процесса. Возможность реализации принципа состязательности затруднена, поскольку возможность обжалования действий/бездействия следователей на стадии досудебного расследования ограничена.

 


Внесенные в УПК изменения должны были быть направлены на устранение этих недостатков. Однако, вместо этого, в УПК вносятся изменения, которые нарушают основоположные права человека и приводят к еще большему дисбалансу.


 

Причина этому – желание власти удержать рычаги влияния на бизнес, политических оппонентов и других неугодных лиц, которое идет в разрез с обещаниями, озвученными во время Майдана.

 

Кроме этого, после 2014 года начался целый ряд громких политических процессов, при ведении которых государственное обвинение столкнулось с невозможностью политического преследования и дискриминации по политическим мотивам в тех рамках, которые существовали на то время в УПК.

 

Не сумев доказать вину политических оппонентов по процедурам, предусмотренным УПК 2012 года, власть не нашла лучшего способа, как изменить нормы уголовного процесса, чтобы иметь возможность беспрепятственного преследования политических оппонентов и других неугодных власти лиц.

 

 

Сейчас, когда параллельно идут много громких политических процессов, правоохранительной системе намного проще пропихнуть необходимые им изменения путем запугивания депутатов санкциями, чем путем экспертного обсуждения специалистами.

 


Визуализация некоторых примеров реакции властей на действия неугодных им лиц и их адвокатов демонстрирует, что уголовное процессуальное законодательство изменяется не с целью усовершенствования процесса в целом и достижения баланса прав и обязанностей его участников, а для «сведения счетов» с оппонентами.

 


 

Использование таких механизмов приводит не только к отступлению от задач уголовного процесса, направленных, в частности, на защиту общества и государства от уголовных правонарушений, охрану прав, свобод и законных интересов участников уголовного производства, соблюдение процедуры, при которой ни одно лицо не будет подвержено необоснованному процессуальному принуждению, а создает в законодательстве признаки избирательности.

 

Стоит отметить, что при таком активном желании наказать отдельных лиц, законодателем не уделяется внимание многочисленным недоработкам в Уголовном процессуальном кодексе, устранение которых могло бы улучшить ситуацию с соблюдением прав представителей сферы бизнеса и обычных граждан: устранение возможности правоохранителей злоупотреблять правом на получение разрешения на проведение обыска; установление процедуры для реальной возможности сопротивления правоохранителям, когда ими применяется давление на должностных лиц предприятия или, к примеру, определение механизма обжалования открытия уголовного производства, если оно было осуществлено безосновательно.

 


Таким образом, идея адаптации украинского законодательства к европейским стандартам рушиться, а вместо этого, уголовный процесс ставится в зависимость от текущей политической ситуации.


comments powered by Disqus


Подпишитесь на новости AverLex

*обязательные поля
У Вас есть вопросы? Звоните прямо сейчас: +380 (44) 300-11-51 [Круглосуточно]