На сколько реально освобождение от отбывания наказания по состоянию здоровья? (на рус. языке)

Автор: Маргарита Рыжук, адвокат уголовно-правового департамента

 

Специально для «Юридической практики»

 

Одной из основных конституционных гарантий является право каждого на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. При этом не являются исключением осужденные лица, которым гарантируется право на охрану здоровья, в том числе возможность освобождения от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью. Такое освобождение применяется в тех случаях, когда достижение цели наказания становится нереальным по причине болезни лица, совершившего преступление.

 

Порядок освобождения

Перечень заболеваний, которые являются основанием для представления в суды материалов об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания, определен «Порядком подготовки и представления в суд материалов для решения вопроса об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания по болезни» утвержденного совместным приказом Министерства юстиции Украины и Министерства здравоохранения Украины от 15 августа 2014 года № 1348/5/572, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 августа 2014 года за № 990/25767 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи осужденным к лишению свободы» (далее – Порядок).

 

Медицинскому обследованию с целью подготовки и направления в суд материалов для решения вопроса об освобождении осужденных от дальнейшего отбывания наказания подлежат осужденные лица, которые после совершения преступления или вынесения приговора заболели иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания.

 

Медицинский осмотр таких больных осужденных проводят специальные врачебные комиссии (далее – комиссия) территориальных органов Государственной пенитенциарной службы Украины после обязательного лечения и тщательного обследования в стационарных условиях больничных учреждений или учреждений здравоохранения. При этом учитываются результаты медицинского обследования, проведенного лечения и заключительного диагноза.

 

Ходатайство об освобождении осужденного от отбывания наказания направляет руководитель учреждения отбывания наказания. Вместе с тем Уголовный процессуальный кодекс (УПК) Украины предусматривает возможность направления указанного ходатайства защитником и/или осужденным лицом (в порядке статьи 539 УПК Украины).

 

При этом наличие у осужденного болезни, которая включена в указанный перечень, еще не означает безусловного освобождения от отбывания наказания. Этот вопрос решает суд по месту отбывания осужденным наказания.

 

При рассмотрении дела об освобождении осужденного от наказания или дальнейшего его отбывания, судом учитываются следующие обстоятельства: 1) человек заболел иной тяжелой болезнью, кроме психической; 2) заболевание произошло после совершения преступления или вынесения приговора; 3) учитывается тяжесть совершенного преступления, характер заболевания, личность осужденного и иные обстоятельства дела.

 

Тяжесть совершенного преступления основывается на положениях статьи 12 Уголовного кодекса (УК) Украины. Личность осужденного характеризуется ее поведением во время отбывания наказания – дисциплинированностью, отношением к труду, степенью исправления, уклонением от назначенного лечения и т. п. При решении этого вопроса суд может также учесть и другие обстоятельства: продолжительность отбытого наказания; обстоятельства, которые при освобождении от наказания или от дальнейшего его отбывания могут поставить осужденного в безвыходное положение (например, отсутствие постоянного места жительства, родных или близких и т.д.); а также тот факт, что осужденный заболел тяжелой болезнью в результате умышленного причинения себе повреждений во время отбывания наказания.

 

Судебная практика свидетельствует, что применение судами освобождения осужденных по болезни не получило широкого применения (в среднем 35-40 случаев). При этом смертность осужденных еще во время рассмотрения ходатайств об освобождении составляет примерно 10 %.

 

Проблемы и пробелы

Представляется обоснованным установление законодателем разумных сроков рассмотрения судом представления об освобождении от дальнейшего отбывания наказания осужденным, заболевшего тяжелой болезнью.

 

Еще одним проблемным вопросом является то обстоятельство, что при рассмотрении данного рода дел суды придерживаются позиции, что в соответствии с положениями части 2 статьи 84 УК Украины, законодатель напрямую связывает возможность освобождения от наказания по соответствующим основаниям только лица, которые заболели именно после совершения преступления или вынесения приговора. Потому суды, рассматривая вопрос об освобождении от наказания по тяжелой болезни, должны установить момент заболевания и признавать его обстоятельством, что позволяет или не позволяет принять решение об освобождении лица от наказания или его отбывания. Однако на практике во многих случаях выводы медицинских специалистов могут не предоставлять четких данных о времени возникновения болезни, тогда как возможность ее появления еще до совершения преступления является вполне реальной.

 

Учитывая указанное, момент возникновения болезни не должен влиять на возможность освобождения лица от наказания. Положения части 2 статьи 84 УК Украины противоречат принципу гуманизма, равенства всех перед законом. И при этом, не достигается цели наказания, так как наказание лица, которое хотя и заболело до момента совершения преступления, но тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания. Ведь лицо, совершившее преступление, должно иметь право на освобождение от наказания или его отбывания, несмотря на время возникновения тяжелой болезни, которая несет угрозу для жизни, может повлечь иные тяжкие последствия. И именно это обусловливает необходимость внесения изменений в часть 2 статьи 84 УК Украины.

 

Вместе с тем имеется существенный пробел законодательства Украины в механизме назначения комиссии в случае инициирования ходатайства об освобождении по болезни защитником и / или самим осужденным, который еще не направлен к месту отбывания наказания, а находится в СИЗО.

 

Так, Порядком определено, что комиссию назначает руководитель учреждения отбывания наказания. Возникает вопрос, кто должен назначать комиссию, если осужденный фактически не направлен к месту отбывания наказания, но приговор в отношении него вступил в законную силу? Имеет ли такие полномочия руководитель СИЗО или осуществить назначение может только суд?

 

Говорит Европа

Пребывание больного под стражей, где он не имеет возможности получить необходимую медицинскую помощь, свидетельствует о нарушении статьи 3 Европейской конвенции по правам человека, поскольку такое лицо фактически подвергается пыткам или бесчеловечному, или унижающему достоинство обращению, или наказанию. Так, согласно прецедентной практике Европейского суда непредоставление надлежащей медицинской помощи может представлять обращение, которое несовместимо со статьей 3 (см. Дело «Ильхан против Турции» (Ilhan v. Turkey [GC], № 22277/93, пункт 84 - 87, ECHR 2000-VII, постанова ЄС от 27 июня 2000 года - http://www.ourcourt.ru/practice/feder16/pr16220.htm).

 

Таким образом, следует, что по состоянию на сегодняшний день уровень медицинского обеспечения осужденных лиц в Украине крайне низкий и не соответствует международным нормам права. Помимо этого, четкой регламентации требует механизм применения освобождения осужденных от отбывания наказания.

comments powered by Disqus


Подпишитесь на новости AverLex

*обязательные поля
У Вас есть вопросы? Звоните прямо сейчас: +380 (44) 300-11-51 [Круглосуточно]